Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 39 «Аистенок»

Муниципального образования Абинский район

 

Развивающая технология оздоровления

(на основе развивающей педагогики оздоровления 

В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова)

 

Авторы:

Зам. зав. по ВР Г.М. Паншута

Инструктор по ФК С.В. Перкова

         2013 г.

Содержание.

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Содержательный

2.1. Цель

2.2. Суть инициативы

2.3. Задачи «Развивающей технологии оздоровления»:

2.4. Принципы «Развивающей технологии оздоровления»:

2.5.  Создание условий. Организация предметно-пространственной среды.

Раздел III. Процессуальный.

3.1. Основные направления, методы и приемы  «Развивающей технологии оздоровления»

3.2. Система непосредственно-образовательной деятельности

3.3. Требования к организации непосредственно-образовательной деятельности

3.4. Координация работы специалистов

3.5. Оптимизация «Развивающей технологии оздоровления»

3.6. Диагностика уровеня развития физических качеств детей старшего дошкольного

 

                                                           «Движение как таковое может по своему действию

                                                               заменить любое средство, но все лечебные  средства

                                                             мира не могут заменить действия движения»

                                                                                                                               Ж. Тиссо

Раздел I. Пояснительная записка

        Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, физкультурно-оздоровительной работе принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит  развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

        В нашем детском саду проблема оздоровления детей и обогащение их двигательного опыта -  целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.

         В 2006 году мы разработали проект «Радость в движении» и защитили на Краевом конкурсе общественно значимых инновационных проектов.     

         Суть инициативы:

  • организация физического воспитания детей дошкольного возраста оздоровительно-развивающей направленности;
  • поиск эффективных методов и приемов, которые помогут вызвать у ребенка интерес, желание заниматься двигательными упражнениями;
  • координация работы специалистов.

В развивающей технологии оздоровления мы реализовали результаты работы по проекту «Радость в движении» и основные принципы базисной программы «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой, Т.А.Алиевой, А.Н.Давидчук и «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова:

  • Развитие творческого двигательного воображения.
  • Создание и закрепление целостного позитивного психологического состояния при выполнении различных видов деятельности.
  • Развитие осмысленной моторики.
  • Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

       В «Основной общеобразовательная программе дошкольного образования МБДОУ детский сад № 39», в образовательных областях заложены основные принципы формирования здорового образа жизни, физической культуры, которые связаны с активными движениями, дающие ребенку ощущение «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменения окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, физической культуре, избегать опасности.

Раздел II. Содержательный

2.1. Цель: Радость и потребность в систематических движениях.

2.2. Суть инициативы: система эффективных методов и приемов, которая вызывает у ребенка повышенный эмоциональный отклик, интерес, желание заниматься двигательными упражнениями. Нетрадиционные формы организации НОД по физическому развитию, на основе формирования интереса к двигательной активности. 

2.3. Задачи «Развивающей технологии оздоровления»:

1. Оздоровительные задачи:

- развитие всех физиологических систем организма

- укрепление опорно-двигательного аппарата

- воспитание чувства равновесия, осмысленной моторики, правильной осанки

2. Образовательные задачи:

- формирование двигательных навыков и умений

- развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве

- развитие ловкости, силы, выносливости

- развитие переключаемости, координации движения

3. Воспитательные задачи:

- проявление двигательно-творческих способностей

- воспитание чувства сопереживания, нравственных качеств личности

- раскрепостить уровень общения между воспитателем и ребенком

- формирование организаторских способностей

2.4. Принципы «Развивающей технологии оздоровления»:

1. Принцип «Не навреди!»

2. Принцип сознательности и активности

3. Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

4. Систематичности и последовательности.

5. Принцип доступности и индивидуальности.

6. Всестороннего и гармоничного развития личности.

7. Системного чередования нагрузок и отдыха.

8. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

   2.5.  Создание условий. Организация предметно-пространственной среды.

   Разрабатывая «Развивающую технологию оздоровления», мы постарались создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей:

  • Оборудованы физкультурный зал и зал ЛФК:

спортивными комплексами, тренажерами, стандартным и нестандартным оборудованием, пособиями, изготовленными своими руками, которые повышают интерес к физической культуре и развивают жизненно важные качества, повышают эффективность непосредственно образовательной деятельности «Физическое развитие».

  • В каждой группе для реализации образовательной области «Физическое развитие», совместно с родителями, для совершенствования навыков, оборудованы оздоровительно-развивающие центры, которым придумали названия:«Неболейка», «Крепыш», «На старт!». Для упражнений в ходьбе, беге, равновесии, используются различные звуковые дорожки, косички, змейки, для подлезания – дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули: «Гусеница», «Туннель». В подготовительных и старших группах установлены спортивные комплексы, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения оздоровительных центров.
  • Особое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе. В ДОУ: имеется спортивная площадка, мини стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, рукоход, лестничный комплекс, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков. На спортивной площадке установлен физкультурно-оздоровительный комплекс «Городок», созданы условия для спортивных игр и эстафет, развития основных видов движения. На всех участках созданы спортивные зоны для подвижных игр и физических упражнений.
  • Сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Поэтому, в каждой группе были созданы сенсомоторные уголки, которые способствуют:
  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и др.);
  • развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • созданию положительного эмоционального фона, повышению работоспособности ребенка;
  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Комфортная  обстановка, которая вызывает  положительные  эмоцио-

нально-моторные реакции у детей, создана в сенсорной комнате ДОУ. Особенность сенсорной комнаты в «волшебных» и сказочных эффектах света и звука: пузырьковой колонны, светильника «жар птица», оптико-волоконного пучка, «водопада», которые помогают детям переноситься в мир фантазий. Мягкое покрытие пола, диван, подушки оказывают расслабляющее действие. Дети могут принять любую позу, расслабиться, помечтать.

Раздел III. Процессуальный.

3.1. Основные направления, методы и приемы  «Развивающей технологии оздоровления»

  Смоделирована технология сотрудничества педагогов с детьми и семьей на основе формирования интересов к двигательной активности. Не принуждая дошкольников к физкультурно-оздоровительной деятельности, мы используем методы и приемы, раскрывающие у детей неограниченные возможности творческого овладения физической культурой в дошкольном возрасте. Многолетние наблюдения и анализ физкультурно-оздоровительной работы показал, что, несмотря на регулярные проведения традиционных форм непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура», не у всех детей сохраняется живой и длительный интерес к двигательной активности. Процесс приобщения детей к ценностям здорового образа жизни рассматривается как воспроизведение сумм готовых соответствующих знаний, умений и навыков.

        Мы убедились, что формирование физической культуры у ребенка намного эффективней совершается в форме активного творческого освоения всевозможных видов двигательной активности.

         Применение методов и приемов освоения двигательных навыков в проблемной форме (придание неопределенности, незавершенности, неоднозначности двигательным действиям и способам выполнения различных физических упражнений) значительно повысил интерес детей к непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

         Двигательное творчество является важным воспитательным потенциалом. Оно тесно связано с проявлением максимальных физических усилий, ловкости, выразительности, что очень важно для всестороннего развития личности.

         Построение нового содержания непосредственно образовательной деятельности можно представить по нескольким направлениям:

          Первое направление – развитие творческого воображения и познавательных интересов. Включение элементов исследования в процесс освоения структуры движений означает, что ребенок не только попытается раскрыть и осознать двигательные возможности собственного тела, но и начинает относиться к движениям, как к предмету игрового экспериментирования. Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включается» все биологические точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.

                   Второе направлениетесно связано с первым, это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В.Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым   и осмысленным. Мы предлагаем специальные игровые упражнения: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: лошадка перед прыжком, танцующая фигуристка, бегущий лыжник); «Скульптор и глина» (один ребенок создает скульптуру из первоначальной неоформленной глины, которую изображает другой ребенок); имитация контрастных поз-«перевертышей» (пассажир в чемодане, собака на дереве); осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Поэтому мы особое значение придаем дыхательным упражнениям, выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур.

         Третье направление – обогащение движений эстетическим содержанием. Выделение данной линии позволяет, прежде всего, сохранить и упорядочить интеграцию образовательных областей: «Физическая  культура», «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество» и скоординировать работу всех специалистов в решении оздоровительно-развивающих задач.

         Так, в своеобразных двигательных формах могут выступать танцевальные и хореографические композиции, в которых разыгрываются ситуации из жизни людей, животных.

         Четвертое направление – внесение в содержание движений этического начала. Цель – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Основной акцент при этом должен быть сделан на способы построения взаимоотношений между детьми в процессе их двигательной активности. Для этого необходимо в основу этики общения детей заложить такие универсальные человеческие категории как дружелюбие, доброжелательность, взаимопомощь. Кроме того, любая непосредственно образовательная деятельность по физической культуре должна превратиться в маленький детский праздник, главное предназначение которого заключается в осмыслении и демонстрации собственных сил, возможностей и коллективных достижений. Мы использовали массаж, как форму невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому: «Делаем массаж друг другу», «Взялись за руки, поприветствовали друг друга». В таких игровых ситуациях ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

3.2. Система непосредственно-образовательной деятельности

     Нами разработана система НОД , цель которой:

  • Развивать у детей двигательное творчество и осмысленную моторику.
  • Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (бег, ходьба, координация движений и другие) на основе развития познавательных способностей детей.
  • Воспитывать потребность в движении, сохраняя положительное психоэмоциональное состояние у детей.
  • Обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.

          Темы непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», которая проводится один раз в месяц в старших и подготовительных группах.  

  1. Путешествие в страну Восходящего солнца.
  2. Путешествие в Африку.
  3. Знакомство с Севером.
  4. Морской флот.
  5. Светофорчик.
  6. Чудо-остров.
  7. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
  8. День веселых розыгрышей.
  9. Путешествие в лес

 3.3. Требования к организации непосредственно-образовательной деятельности

 Главное требование к организации НОД – самостоятельное решение детьми двигательных задач, которые способствуют образованию бесконечно разнообразных координационных движений, приучают детей к произвольному управлению своим двигательным аппаратом и поэтому является «школой» владения своим телом.

         Для обеспечения оздоровительной направленности непосредственно образовательной деятельности соблюдаются следующие требования:

  • Все движения должны быть циклического характера. Мы отдаем предпочтение музыкально-ритмическим движениям.
  • Двигательные нагрузки должны быть строго дозированы. Поэтому, составляя конспект, указываем количество упражнений, соответствующих возрасту и состоянию здоровья детей. Это помогает регулировать темп и длительность упражнений. Кроме того, воспитатели могут контролировать физическое состояние детей по внешним признакам: дышат носом или ртом, покраснело лицо, повышенное потоотделение.
  • После двигательных нагрузок должны следовать расслабляющие паузы, чтобы привести пульс ребенка к исходному состоянию. Таких пауз может быть несколько, в зависимости от характера двигательной деятельности. Расслабление проводится в разных положениях: стоя, сидя, лежа. При этом звучит текст или музыка.
  • В любой момент НОД обязательно нужно дать детям мощный эмоциональный заряд, рассмешить, поднять настроение.
  • Закаливающие процедуры должны стать органичной составляющей. Воздушные ванны дети принимают в облегченной одежде зимой и раздетыми – летом.
  • Обязательно включается специальная дыхательная гимнастика. Дети должны научиться разным способам дыхания: носовому поверхностному, свободному (без фиксации вдоха и выдоха), дыханию «животом» и т. д., но проводить такое обучение нужно весело, ненавязчиво, не заставляя детей. Можно использовать различные вспомогательные приспособления: воздушные шарики, конфетти, пушинки, ленточки и т. д.
  • В НОД «Физическое развитие» должны быть специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Эти разнообразные упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и другие.

       Не менее важным в физкультурно-оздоровительной работе является развитие эмоциональной сферы дошкольника. Она помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции служат способом познания мира, общения, насыщают жизнь богатством переживания, помогают воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всем его поведении.

         Поэтому на каждой НОД «Физическое развитие» мы создаем особый эмоционально-психологический фон, даем детям почувствовать, что они ловкие, красивые, сильные, поощряем их самые незначительные успехи. Применяем разные варианты непосредственно образовательной деятельности:   

  - классический;

  - игровой;

  - тренировка;

  - сюжетно-игровой;

  - с использованием ритмической гимнастики;

  - с познавательным компонентом «Я здоровье сберегу – сам себе я                помогу» (дети учатся приемам расслабления, самомассажа,                   дыхательной и остеопатической гимнастик).

3.4. Координация работы специалистов

         По подсчету ученых, ребенок дошкольного возраста, чтобы быть здоровым, должен совершать 10 000 движений в день и эти движения должны доставлять ему удовольствие. Очень важно, когда и как развивать физические качества и повышать двигательную активность дошкольников, поэтому мы продумали координацию специалистов ДОУ: воспитателя, врача, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога дополнительного образования, заместителя заведующего по воспитательной работе. Каждый специалист свое направление отрабатывает в следующих блоках:

               - оптимизация оздоровительно-развивающего процесса;

               - диагностический;

               - организационный;

               - анализа и планирования;

               - оздоровительно-развивающих занятий;

               - работы с родителями;

               - методической;

               - контроля.

        В процессе оздоровительно-развивающей работы специалисты стремятся решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе  физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности и жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами  взаимодействия специалистов является:

  • утренняя гимнастика, логоритмика, ритмопластика;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • НОД, прогулки, экскурсии;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • совместные досуги с родителями;
  • кружковая и индивидуальная работа.

 3.5. Оптимизация «Развивающей технологии оздоровления»

Оптимизация оздоровительно-развивающего процесса на наш взгляд состоит из двух компонентов – первый призван вооружить детей знаниями о культуре здоровья – физической культуре. С этой целью в дошкольных группах проводятся НОД по ознакомлению и закреплению основ личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, формирование умений и навыков по вопросам питания, правильной осанки, сохранению зрения и слуха, предупреждения заболеваний и вредных привычек.

      Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня (двигательный режим): гимнастика, прогулки, коррекционные, динамические паузы, физкультура и ЛФК, массаж, закаливание, Дни здоровья, оздоровительные детско-взрослые проекты.

       Двигательный режим играет важную роль в жизни детей. В период с 2 до 7 лет идет бурный рост и становление организма ребенка. Поэтому проблема организации оптимального двигательного режима детей является очень важной, так как статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. В условиях статического напряжения замедляются обмен веществ и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

        Переутомление отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки.

        Основные признаки утомления:

  • нарушение недавно сформированных умений;
  • нарушение координации мелких движений, их замедленность;
  • длительные отвлечения;
  • бессмысленные манипуляции (постукивание, размахивание и т.п.);
  • повышенная раздраженность;
  • зевота.

       Активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы позволяет двигательная разминка. Она проводится между НОД и состоит из 3-4 игровых упражнений, подвижной игры, произвольных движений. В конце разминки следует провести упражнения на расслабление мышц. Продолжительность разминки составляет не более 5-10 минут.

        Коррекционные, динамические, ритмические паузы и физкультминутки проводятся в течение всего дня пребывания детей в образовательном учреждении, они просто необходимы во время воспитательно-образовательного процесса. В коррекционные и  динамические паузы включаются разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, физкульт-минутки.

О точечном массаже и самомассаже мы сначала беседовали на собрании с родителями. Затем провели разъяснительную работу с детьми (чтение художественной литературы, показ иллюстраций). А затем начался процесс обучения. Сначала надо было все рассказывать и показывать каждому ребенку индивидуально: как сделать крепкий кулачок, какими движениями поглаживать и пощипывать. Использовали иллюстративный материал, где полностью расписан самомассаж стоп, рук, лица, ушей. Приходилось убеждать детей, что это его собственное тело и его надо обязательно не только любить, но и беречь. Обучение длилось немало времени. Но сейчас можно сказать с полной уверенностью, что точечный массаж и самомассаж дети выполняют с пониманием и, главное, с желанием.

Все специалисты детского сада придают немаловажную роль умению ребенка правильно дышать. Этому мы тоже обучаем детей во время утренней зарядки, непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» и «Здоровье», а также в физминутках. Самое главное – это научить детей регуляции дыхания, чтобы они умели дышать через нос и правильно выдыхали воздух. Для этого мы используем и некоторые предметы: с помощью трубочек для коктейлей дети учатся выдыхать воздух в стакан с водой, надувать шары, используем упражнения, где на выдохе необходимо проговаривать слова. Обязательно осуществляем контроль за дыханием детей на непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура», гимнастиках, обращаем внимание на плавный и удлиненный выдох, тем самым тренируем дыхательную систему ребенка.

         В течение дня широко используются упражнения пальчиковой гимнастики, которые подготавливают руку ребенка к письму. Элементы такой гимнастики включают в физкультминутки и коррекционные паузы, НОД, развлечения.

          Одна из форм работы в нашем детском саду – это Дни здоровья, которые проводятся с целью пропаганды среди детей здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре.

           Программа Дней здоровья разрабатывается инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями, заместителем по воспитательной работе по тематике, которая составляется на учебный год. Дни здоровья проводятся в  пятницу. В этот день  содержанием непосредственно образовательной деятельности становится физкультурно-оздоровительная работа.   Дни здоровья – это:

  • спортивные праздники и развлечения;
  • подвижные игры и эстафеты, как на прогулке, так и на НОД;
  • познавательные занятия в форме бесед, чтение художественной литературы, дидактические игры на тему здоровья;
  • экскурсии и прогулки по маршрутам различной длительности, разра-

ботанные для каждой возрастной группы (для каждого маршрута указаны основные цели, длительность и возможные остановки);

  • витаминное меню;
  • оформление родительских уголков в группах на темы «Здоровый ребенок», «Островок здоровья» (о безопасности движения), «Наш вернисаж» (с использованием фото), «В гостях у Айболита», «Азбука для родителей» (в алфавитном порядке даются рекомендации), «Где прячется здоровье?» (советы врача), «Дошкольная академия» (советы специалиста).

       Также в нашем детском саду широко используются такие популярные формы активного отдыха как физкультурные праздники и развлечения. Цель физкультурного досуга – доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Программа мероприятий строится таким образом, чтобы нагрузка возрастала от задания к заданию постепенно. Очень важно, чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Физкультурные досуги проводятся 1 раз в месяц, летом каждую неделю.

         Спортивные праздники как форма организации активного отдыха привлекают детей своей необычностью, яркими, запоминающимися впечатлениями. Программа праздника составляется таким образом, чтобы воспитанники могли продемонстрировать свои успехи в овладении различными движениями, посоревноваться в силе, ловкости, выносливости, проявить умение ориентироваться в неожиданно изменяющейся обстановке.

         Особенно детям нравится, когда в праздниках, развлечениях, экскурсиях активное участие принимают родители. Такие праздники носят название: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама с дочкой на старт!»,

«Путешествие на острова радости».

         Мы считаем, что созданная в детском саду система физкультурно-оздоровительной работы позволяет качественно решать цель физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за три предыдущих года. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность НОД, постоянная опора на познавательные интересы, воспитание чувства сопереживания, развитие двигательного творчества – всё это даёт положительный эффект в нашей работе – снизилась заболеваемость, которая составляет 4,8 пропущенных дня на одного ребенка в течение года, повысился уровень развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, координации, равновесия. Во всех группах повысилась моторная плотность физкультурно-оздоровительных занятий 82-88%.

3.6. Диагностика

Уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 39

2011 – 2012 г.

2012 – 2013 г.

2013 – 2014 г.