Визитная карточка Наталии Геннадиевны Малинка

Год до школы

консультация для родителей

       Ваш ребёнок идёт в школу. Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребёнка. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Считая месяцы, оставшиеся до сентября, вы родители испытываете всё большую тревогу. Существенное место среди этих волнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма, счёта. Это ложное представление о том, что умение читать и писать – это главные гарантии дальнейших школьных успехов. По словам Венгер Л. А.: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».  Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребёнка общаться, надо сформировать следующие навыки:

               - умение слышать и слушать своего товарища;

               - говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;

               - пользоваться словами вежливого общения;

               - избегать грубостей и агрессии.

        Чрезвычайно важна в школе способность к волевым усилиям, т. е. умение контролировать и сдерживать своё поведение. Ребёнок вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, «что надо», причём в течение установленного учителем времени; уметь доводить начатое дело до конца; работать в соответствии с предлагаемой инструкцией; подчиняться определённому режиму. Расскажите дошкольнику о школе: что значит быть учеником, почему школьник уже взрослый, какие обязанности его ждут, а также о важности уроков, оценок, школьного распорядка. Чтобы снизить тревогу, важно рассказать дошкольнику о своих школьных годах, как это было интересно, какой замечательной была первая учительница, как увлекательно было общаться и играть со школьными друзьями. Примеры должны быть позитивными, избегайте фраз: «Скоро пойдёшь в школу, и закончится твоя лафа…», «Учителя тебя научат уму-разуму…» и т.д. Поиграйте с ребёнком в «школу зверей». Если он отказывается или хочет быть учителем – это говорит о его мотивационной неготовности, а вот если выбирает роль ученика – подтверждает его готовность к школьному обучению.

        Гуляйте с ребенком на игровых площадках, посещайте развивающие центры и ходите в гости к сверстникам, представляйте ему больше свободы в выстраивании отношений с другими детьми, чтобы он приобрёл так необходимый ему социальный опыт общения. Одновременно готовьте ребёнка к подчинению учителю. В этом поможет игра – уже упомянутая «школа зверей», где дошкольник использует роль ученика и игры с правилами. А вот умение слушать будет развиваться в сюжетно-ролевых играх, где дети исполняют роли с противоположными интересами (врач-пациент, продавец-покупатель, шофёр-пассажир). Меняйтесь с ребенком ролями. Играйте в дидактические игры, предлагающие закончить предложение или даже целый рассказ.

       Познавательные процессы формируются с помощью развивающих заданий. Основные ориентиры: ребёнок знает свои фамилию, имя, отчество, свой город, адрес, имена, отчества и места работы родителей, дни недели, месяцы и времена года, основные цвета, домашних и диких животных, птиц, овощи, фрукты, деревья, цветы, профессии, находит сходства и отличия между предметами, выполняет работу по образцу, например: воспроизводит узор или простую картинку, запоминает 10 изображений, повторяет пять-шесть слов из десяти, выразительно рассказывает стихотворения и пересказывает сказки и тексты из четырёх-пяти предложений, способен заниматься одним видом деятельности минимум 20 минут, находит лишнее в группе предметов (например, апельсин, яблоко, лук, груша, лишний лук, потому что это овощ), составляет рассказ по картинке или серии картинок, и т. д. Особое внимание уделяйте развитию речи. Очень важно личное общение с ребенком: совместное чтение книг, отгадывание загадок, заучивание стихотворений. Развитие речи сочетайте с формированием мышления: после прочтения рассказа или сказки просите ребёнка пересказать, задавайте вопросы. Для развития письменной речи необходима мелкая моторика и графомоторные навыки. Мелкая моторика формируется с раннего возраста через пальчиковые игры, манипуляцию с мелкими предметами: мозаикой, различными крупами, бусинками, пуговицами. А вот графомотрные навыки начинают формироваться только с 6 лет с помощью упражнений: обводка клетки в тетради, вписывание в клетку различных фигур и элементов букв, рисование по клеточкам. Необходимо развивать уровень зрительно-моторной координации – это умение обводить изображения по контуру, вырезать, делать аппликацию, раскрашивать и штриховать, самостоятельно собирать пазлы, складывать разрезные картинки, кубики с картинками. С помощью игр, бесед, книг, фильмов формируйте у детей чувства сострадания и жалости, развивайте эмоциональный интеллект, усидчивость– с помощью настольных игр.

        Помните, Вы – лучший индикатор готовности вашего ребёнка. Ваша поддержка, внутреннее спокойствие и уверенность помогут ему успешно адаптироваться к школе. Не забывайте вселять в своего ребёнка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится!», «Мы всегда рядом, поможем тебе!».

       У каждого ребёнка есть свой срок и свой час достижения успехов. Постоянно поощряйте все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Старайтесь отвечать на все вопросы детей, помогайте им при необходимости, избегайте отрицательных оценок деятельности ребёнка. Помните, что принудительное обучение бесполезно! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!

 

Подвижная игра, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Здоровье ребёнка превыше всего,

                                                                                            Богатство земли не заменит  его.

                                                                                            Здоровье не купишь, никто не продаст.

                                                                                            Его берегите, как сердце,  как глаз!!!

      Главная задача каждой семьи - вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, регулярно заниматься физической культурой: играть в подвижные игры в помещении и на прогулке, бегать, прыгать, играть с мячом.

      Дети настолько активны, что, наверное, каждый из нас  поражался, где они берут столько энергии, чтобы бегать, прыгать и шалить с утра до вечера. Направить этот фонтан энергии в мирное русло нам помогут подвижные игры.

     В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) обращается внимание на необходимость овладения детьми подвижными играми с правилами.

     Подвижная игра способствует физическому развитию ребёнка, укрепляет его мышцы, усиливает быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказывается на здоровье ребёнка. Кроме того благодаря своему соревновательному характеру подвижная игра помогает ребёнку развить социальные навыки: умение действовать в команде, сотрудничать, делиться

с другими, ставить общую цель выше личного желания, а также приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и учитывать большое количество факторов. Овладевая правилами, дети стали овладевать своим поведением, стараться управлять им, подчиняя его определённой цели.

      Подвижные игры  чрезвычайно  богаты и разнообразны по содержанию. Они помогают мне формировать физические качества у детей. Это игры «Удочка», «Не попадись»-развивают ловкость; «Зайцы  и волк» , «Лошадки»- быстроту; «Волк во рву», «Цепи кованные»-силу.

  Играя  в подвижные игры, дети стали лучше спать, у них меньше проблем со здоровьем, они дружелюбны по отношению друг к другу.

     Мир детства немыслим без игры. Здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Здоровье так же «заразительно», как и болезнь. «Заразить здоровьем»- вот цель моей работы.    А постоянная забота о здоровье детей, может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога. 

 «Вместе весело играть» -

подвижные игры на свежем воздухе в зимний период с детьми от 5- 7 лет

(рекомендации  для родителей)

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, кричит, бегает, пусть он находиться в постоянном движении (К. Вебер)

     Движение составляет основу любой детской деятельности, особенно игровой. Ограничение  двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, негативно сказывается на его физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.  Физические упражнения на свежем воздухе оказывают закаливающее воздействие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению навыков и развитию физических качеств.

     Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности. При организации подвижных игр взрослым я рекомендую осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно учитывать особенности физического развития малыша, состояние здоровья, желание играть в ту или иную игру. Необходимо чаще хвалить и подбадривать ребёнка, чтобы вселить в него уверенность в собственных силах.

     Важно интенсивные подвижные игры и спортивные игры с бегом, прыжками чередовать с более спокойными, чтобы предупредить у ребёнка переутомление.

     Удивляйте и радуйте своих детей. Активно участвуйте в детских играх, это поможет сблизить всех членов семьи и наладить взаимопонимание. 

Подвижные игры для детей 5 - 7  лет

«Снежные шары»

Перед началом игры мама скатывает из снега два больших шара, ребёнок по мере возможностей ей  помогает. Шары ставят на площадке на расстоянии 30-50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6-10 снежков и кладут их на расстоянии 1-2 м от снежных шаров. Мама говорит:

Будем мы бросать снежки

В эти снежные шары.

Раз, два, не зевай

В снежный  шар попадай!

Оба начинают бросать снежки в снежные шары. Мама помогает малышу правильно бросать снежки.  Снежки  можно заменить бумажными комками (сминая, бумагу дети сделают пальчиковую гимнастику) или  взять маленькие  мячи.

«За снежинкой»

Инвентарь: пластиковая бутылочка с окрашенной водой.

На площадке   «цветной» водой очерчивается круг диаметром 50-80 см. Ребёнок становится в круг, мама встаёт рядом с кругом. Она исполняет роль снежинки. Мама дотрагивается до ребёнка  и произносит: «За мной!» После этого она идёт вперёд по площадке в умеренном темпе, выполняя различные движения (идёт на носочках, ставит руки в стороны, руки на пояс и т.д.), меняя направление движения. Ребёнок идёт за ней, выполняя такие же движения. Примерно через полминуты мама произносит: «В кружок!» Ребёнок и «снежинка» устремляются в круг, стараясь занять его первым.

«Назови вид спорта»

Взрослый с ребёнком становятся на игровой площадке рядом друг с другом и берутся за руки.  договариваются между собой, кто будет первым водящим. Затем взрослый вместе с ребёнком произносят:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так.

После этого игроки останавливаются, взрослый показывает какое-либо движение, характерное для одного из зимних видов спорта (например, вращение фигуриста на льду, удар клюшкой хоккеиста, шаг лыжника и т.д.) Ребёнок должен повторить движение и назвать вид спорта. После этого игроки меняются ролями, и игра повторяется.

Здоровья вам и вашим детям, играйте всей семьёй, хоть на несколько минут отложив свои дела!

Воспитатель Малинка Н.Г.

Эссе «Я – педагог»

Воспитателя МБДОУ детский сад № 39   Н.Г. Малинка

 Я – воспитатель! И это звучит гордо!

 Что подтолкнуло меня стать педагогом, почему я сделала этот выбор? Эту профессию я выбирала сердцем.

С детства я была в кругу детей разного возраста; вместе с друзьями ставили спектакли, разыгрывали представления. На свои постановки собирали жителей окрестных домов и искренне радовались любому зрителю. А слышать « Спасибо!» от родителей, оставляющих на меня своих детей, с которыми я играла, мастерила?  Разве это не может доставлять радость?  Когда ходила в детский сад, всегда любовалась воспитателями. Они были  в центре внимания, знающие и мудрые.  Наверное, именно тогда появилась мечта работать в детском саду. И вот мечта осуществилась! Определилась дорога, по которой я иду уже много лет, и  как много лет назад, вокруг меня дети, которых я учу и учусь у них сама.

Современный воспитатель должен быть креативным,  не боящимся делать открытия; человеком, который хочет учиться, способным общаться с ребёнком «на равных», открывать новое в обыденном, видеть глубокое в простом, замечать удивительное в повседневном.

Именно поэтому моё жизненное кредо: от поиска к творчеству, от творчества к успеху! Это значит  быть вместе с детьми, с их родителями, вместе творить, экспериментировать, исследовать, мечтать.

А главные мои помощники – родители моих воспитанников. Они переживают, волнуются, как и чем занят его ребёнок в детском саду.

В  преддверии  Нового года всегда возникает желание подарить праздничное настроение детям, родителям и себе. И был объявлен конкурс «Новый год стучит в окно». Мы предложили родителям совместно с детьми изготовить из бросового материала поделки для новогоднего оформления  групповой «экологической» ёлочки. Сколько фантазии и вдохновения проявили наши семьи! Всегда занятые родители отложили дела и с увлечением создавали вместе с детьми игрушки, наслаждаясь совместным творчеством и общением. А ведь для семьи не может быть ничего более ценного, чем совместная деятельность и доброжелательность общения.

Идя в ногу со временем, я обращаю внимание на личностно-ориентированную модель взаимодействия  с детьми и родителями, стараюсь раскрыть внутренний потенциал ребёнка, его способности, формировать уверенность в собственных силах через развитие творчества, любознательности, чтение  книги, через  знакомство с различными видами театра.

Я часто хвалю детей, называю их ласково. Ведь это воспитывает у ребёнка уверенность в себе, он становится свободным для общения. При этом я любящая,  терпеливая, участливая. Словом,  стараюсь быть примером для ребёнка и связующей нитью между ним и окружающим миром. Ведь главным переживанием ребёнка должно быть убеждение: мир надёжен, взрослый рядом.

То человеческое тепло, которое исходит от детей, нельзя переоценить. Приходя на работу, дети бегут  ко мне навстречу с криками:

-Наталия Геннадиевна! - и каждый старается дотронуться, прижаться, обнять, рассказать свои новости, а в глазах безграничная любовь, радость.

Я скажу словами В.А.Сухомлинского  «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце». Надо быть Маленьким принцем-человеком с маленькой планеты, но с большим горячим сердцем.